Главная >> Статьи >> Кругобайкальская железная дорога
Дек 28, 2019 - Статьи   

Кругобайкальская железная дорога

krugobajkalskaya_zheleznaya_dorogaКругобайкальская железная дорога построена в 1899-1905 годах. В период строительства и в первые годы ее эксплуатации она называлась Мысовая Забайкальская железная дорога. Ее протяженность составляла 260 километров. С 1956 года и по сегодняшний день – это тупиковый участок Байкал – Слюдянка.

До 1949 году по этой дороге проходила Транссибирская магистраль. А участок ЖД Слюдянка-2 – Мысовая – это часть Транссибирской магистрали и сегодня.

В 1949 году, после начала работы второго участка, ведущего через Олхинское плато, дорога Иркутск – Байкал – Слюдянка перестал быть актуальным и востребованным, утратив былое значение.

Участок дороги, идущий от Иркутска до станции Байкал, в 1958 году полностью затоплен водой из Иркутского водохранилища, после того как была построена Иркутская ГЭС.

Участок КБЖД, который проходит по берегу Байкала вдоль  Олхинского плато, начиная от поселка Слюдянки до поселка Байкал, сегодня считается уникальным памятником инженерной архитектуры.

Уникальная железная дорога

Это место является уникальным. По количеству и разнообразию работ, которые приходятся на один километр пути, а также по сложности их выполнения КБЖД превзошла все рельсовые пути в мире, которые были построены за всю историю существования железных дорог и является самой красивой в мире.

Железная дорога, которая тянется на узком участке Байкальского побережья, ее каменные тоннели и порталы слились воедино с живописными уникальными скалами. Во многих местах очень крутые, почти вертикальные, склоны, обращенные к Байкалу, разделены узкими, но глубокими долинами.

Немного истории

В 1891 году царь Александр III приказал начать строительство Транссибирской магистрали. Строили эту магистраль, в основном, каторжники, сосланные в Сибирь. За все время строительства было задействовано около пятнадцати тысяч человек, которые работали по 14-16 часов в сутки. В среднем, на строительстве ЖД погибало до ста человек за год.

Тоннели в скалах пробивали, в основном, вручную, применяя взрывчатку. В сутки продвигались вперед всего на 40-50 см. По кладке камня были приглашены специалисты из Албании и Италии, которые применяли при строительстве тоннелей элементы циклопической кладки. Это когда камень не связывается раствором, а укладывается методом подбора по форме.

На каждый километр пути расходовали до вагона взрывчатки. От Култука до порта Байкал было проложено сорок один тоннель, из которых сохранилось сорок. Общая протяженность тоннелей составляет 9, 5 км. Через различные реки было проложено около пятисот мостов, возведено 270 разных укреплений (стенок, подпорок, мощений и др.). Было возведено 18 каменных лотков и труб. Эта дорога была названа золотой, так как на ее строительство было потрачено больше, чем на все существующие железные дороги в России.

Легендарная магистраль славится не только капиталовложениями. И сегодня это одна из самых живописных железных дорог в мире, тысячи туристов приезжают сюда, чтобы в этом убедиться.